заказать звонок
Бесплатный номер:
8 (800) 505-38-12

 

КАЧЕСТВО ЛОМАЕТ СТЕРЕОТИПЫ

КАЧЕСТВО ЛОМАЕТ СТЕРЕОТИПЫ

Белорусские шины известны далеко за границами страны. Их делает востребованными привлекательное соотношение цены и качества. Сегодня на предприятии идет техперевооружение, которое позволит быть на равных в конкурентной борьбе с мировыми лидерами шинной индустрии. О том, чем живет сегодня «Белшина», какие проблемы решает и цели ставит перед собой, журналу «Экономика Беларуси» рассказал генеральный директор предприятия Алексей ЯКОВЛЕВ.

– В 2014-м году акционерное общество выпустило 5 млн. шин, а на текущий год запланировано выпустить 5,7 млн. шин. Сегодня успех на рынках сопутствует тому, кто оперативно предлагает новые модели качественных шин, отвечающие всем требованиям безопасности, комфорта и экономичности. Эту задачу выполняет инженерно-технический центр, специалисты которого ведут разработку и освоение новых типоразмеров шин.
Понятно, что высококачественная и конкурентоспособная продукция может производиться только на современном высокотехнологичном оборудовании, при строжайшем контроле качества. Поэтому несколько лет назад на «Белшине» была начата глобальная техническая и экономическая модернизация всех трех шинных и механического заводов. Сегодня полностью изменен технологический процесс производства легковых шин, переоснащено производство, закуплены современные роботизированные сборочные комплексы для выпуска шин с посадочным диаметром от 16 до 20 дюймов (в том числе для кроссоверов и внедорожников).
В грузовом сегменте на рынке сейчас наиболее востребованы ЦМК шины. Чтобы соответствовать современным требованиям, на ЗМШ активно развивается производство грузовых ЦМК шин, освоение шин такой конструкции ведется и на ЗСКГШ. На заводе КГШ модернизация коснулась, прежде всего, широкопрофильных сельскохозяйственных шин для энергонасыщенной аграрной техники.
Новая продукция, освоенная в ходе модернизации, вышла на рынок под брендами Artmotion, Astarta, Escortera, Forcerra, Galero-agro.
Техперевооружение – действие затратное. С 2010 по 2014 год было освоено 2,19 трлн. руб­лей инвестиций, из которых только в прошлом году – 1,12 трлн. рублей. Сегодня предприятие уже прошло экватор модернизации. Но впереди не менее амбициозные планы.


– Что еще предстоит сделать?

– В соответствии с программой развития «Белшины» до 2020 года нам предстоит реализовать инвестпроект техперевооружения ЗКГШ для увеличения ассортимента и объемов производства широкопрофильных радиальных сельхозшин с низким удельным давлением на почву для энергонасыщенной техники отечественного и импортного производства.
Сегодня заключены все контракты на поставку оборудования общей суммой 25,8 млн. евро. Уже поступило оборудования на 20,6 млн. евро и осуществляется его монтаж, наладка и пуск в эксплуатацию. Завершить проект намечено в текущем году.
Продолжится модернизация ЗМШ в части производства легковых шин с посадочным диаметром до 20 дюймов. Уже работают три автоматизированных сборочных комплекса, а также линии изготовления крыльев, раскроя металлокорда для брекера. На новом оборудовании к 1 января этого года в пуско-наладочном режиме изготовлено более 500 тыс. шин, большая часть из которых – шины на 15 и 16 дюймов. Начато изготовление опытных партий шин на 17 и 18 дюймов, которые проходят необходимые испытания.
Под завершение этого проекта заключены все контракты на оборудование общей суммой 14,86 млн. евро. Одновременно по шинам на 19 и 20 дюймов проводятся маркетинговые исследования по выбору наиболее востребованных типоразмеров для их включения в план работ.
«Изюминкой» техперевооружения ЗСКГШ является создание производства радиальных ЦМК шин на 57 и 63 дюйма с реконструкцией подготовительного цеха. Реализация проекта позволит увеличить ассортимент и объемы производства этих шин для комплектации самосвалов «БелАЗ», а также зарубежной карьерной техники (Komatsu, Caterpiller и др.) особо большой грузоподъемности (до 360 тонн). Такие шины сейчас производят только две компании – Bridgestone и Michelin.
После завершения проекта в 2017 году планируем выпускать более 8 тысяч таких шин в год. Под проект уже заключены контракты на оборудование первой очереди на общую сумму 97,3 млн. евро. И ведутся работы по монтажу четырех линий резиносмешения общей стоимостью 23,1 млн. евро.

– Какие новинки шин ожидаются в ближайшее время?

– Нашим предприятием освоен выпуск более 350 типоразмеров шин. И только в прошлом году специалисты «Белшины» освоили и поставили на производство 46 новых типоразмеров шин. Но это было «вчера». Сегодня основной потребитель наших ЦМК шин РУП «МАЗ» в своих технических требованиях на новые шины указывает, что такие показатели, как устойчивость, управляемость, уровень шума, сопротивление качению должны быть на уровне лучших зарубежных аналогов (Michelin, Bridgestone, Continental и др.). Достичь этого уровня характеристик и качества грузовых ЦМК шин можно только на современных сборочных комплексах с технологией как у зарубежных производителей. И в этом направлении мы работаем.
Стратегия развития «Белшины» предполагает на основе изу­чения спроса осваивать и внедрять в производство новые типоразмеры радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром от 17,5 до 24 дюймов для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, городских и междугородних автобусов. И в 2015 году планируется освоить 20 типоразмеров таких шин.
Основная цель разработки и постановки на производство новых легковых и легкогрузовых шин с посадочным диаметром от 17 до 20 дюймов с зимним рисунком протектора, в том числе и под ошиповку, с торговой маркой Bravado – это удовлетворение новых требований потребителей.
Появятся и новые радиальные сельхозшины, предназначенные для ведущих колес тракторов импортного производства и МТЗ. Эти шины с рисунком протектора R-1 дают возможность технике работать на грунтах, пахоте, стерне и дорогах с твердым покрытием, обеспечивая высокую самоочищаемость, тягово-сцепные характеристики, низкое удельное контактное давление на почву, минимальные потери на качение, что снижает расход топлива.
В последние время большое внимание уделяется снижению давления шины на почву, что обеспечивается за счет применения широкого профиля. И в этом направлении мы работаем.
На ЗКГШ по мере поступления сборочного и вулканизационного оборудования предусмотрено освоение новых типоразмеров ЦМК шин, ранее не выпускавшихся на заводе, с диаметром от 25 до 29 дюймов для погрузчиков, бульдозеров и шарнирно-сочлененных самосвалов.
На ЗСКГШ планируются к освоению новые типоразмеры радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром от 51 до 63 дюймов для карьерных автомобилей большой и особо большой грузоподъемности.

– В последние годы ведется активная работа по диверсификации рынков сбыта, расширению географии экспорта. Как справляется с этим «Белшина»? Какие рынки для вас наиболее привлекательны? Что позволяет выдержать конкуренцию?

– В 2014 году наше предприятие проводило экспортно-импортные операции с 76 странами мира, белорусские шины экспортировались в 65 стран, среди которых Россия, Украина, Казахстан, ЮАР, Бразилия, Сингапур, страны ЕС. В целом за рубеж в прошлом году было поставлено около четырех миллионов шин на общую сумму более 378, 5 миллионов долларов.
Нашим главным рынком традиционно является Россия. В прошлом году ее доля в общем объеме нашего экспорта составила около 50 %. В начале двухтысячных годов для оптимизации системы продвижения товара на этом рынке «Белшина» создала собственную товаропроводящую сеть, открыв торговые дома в Краснодаре, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Иркутске, Тюмени, Курске. Это позволило сократить посреднические структуры в цепочке продвижения к потребителю товара и повысило оперативность реагирования на меняющуюся конъюнктуру рынка в каждом регионе.
Мы понимаем, что сильная зависимость от одного рынка не разумна. Поэтому планируем осваивать новые направления. Например, в прошлом году впервые вышли на рынки Ирландии, Никарагуа, Тайваня и Нигерии. В этом планируем освоить рынок Эквадора.
У «Белшины» сложились устойчивые и взаимовыгодные отношения с контрагентами во многих странах мира. Наши специалисты постоянно взаимодействуют с потребителями. Мы стараемся сфокусировать деятельность предприятия на максимальном удовлетворении потребностей клиентов, и сегодня предлагаем рынку продукцию с оптимальным соотношением показателей цена/качество.
Анализируя конкурентную среду на каждом рынке, выстраиваем соответствующую ценовую политику. В условиях кризиса для того, чтобы конкурировать, нужно быть эффективным по цене и качеству. Но часто адаптация к цене рынка ведет к снижению рентабельности и уменьшению прибыли. Поэтому сегодня перед нами стоит задача оптимизации затрат на производстве, ведь без снижения издержек мы можем оказаться неконкурентоспособными.
Также мы проводим широкие рекламные акции и презентации нашей продукции. В 2014 году была разработана программа мероприятий по продвижению на рынок грузовых ЦМК шин. И хотя в этом сегменте очень жесткая конкуренция, в прошлом году в России продажи наших ЦМК шин выросли на 41 %. И мы продолжаем работать в этом направлении.

– Учитывая современные тенденции развития мирового шинного рынка, какие цели и задачи ставит перед собой «Белшина»?

– По данным шинного Интернет-портала colesa.ru, в мире работает порядка 1 500 шинных производителей и 1 400 из них в Китае. То есть, сегодня нам приходится работать в условиях жесткой конкуренции. При этом мировой шинный рынок до сих пор переживает последствия глобального экономического кризиса. Снижение потребительского спроса и, как следствие, перенасыщение шинами, являются основными трендами мирового рынка. Согласно оценкам экспертов, восстановления благоприятной конъюнктуры можно ожидать не раньше 2017 года.
Но, как отмечает одна из ведущих мировых аналитических компаний Global Industry Analysts, Inc., несмотря на все сложности, ведущие шинные компании стремятся разрабатывать новые продукты. Поэтому одной из основных целей предприятия сегодня является производство продукции с оптимальным соотношением показателей цена/качество, максимально удовлетворяющей запросы наших потребителей. На это направлен каждый из проектов проводимой сегодня комплексной модернизации. Осваивая производство новой продукции, мы применяем прогрессивные и экологически безопасные технологии, сырье и материалы, постоянно повышаем квалификацию персонала, развиваем послепродажное обслуживание шин.

– Сегодня белорусские шины не уступают по качеству мировым аналогам. Но многие потребители находятся во власти стереотипов по поводу отечественной продукции. Меняется ли отношение белорусов к родным шинам?

– Так сложилось, что все импортное, пусть и уступающее по качеству отечественному, считается лучшим. То есть, товарные предпочтения изначально на стороне зарубежных производителей. И подобные стереотипы ломаются очень тяжело. Но мы стараемся их разрушать. А точнее, их ломает высокое качество нашей продукции.
Испытания наших новых шин, в том числе на европейских полигонах, показывают, что модели равноценны, а по некоторым параметрам даже превосходят аналоги ведущих мировых производителей. Например, такие результаты показали лабораторно-дорожные испытания на полигоне IDIADA в Испании шин из новой брендовой линейки Artmotion.
По итогам общенационального профессионального конкурса «Бренд года» в 2013 и 2014 годах «Белшина» удостоена звания «Бренд – лидер» в потребительской номинации, а по итогам 2014 года еще признана и «Брендом-лидером» в профессиональной номинации «Бренд – открытие года». Дипломом финалиста отмечен бренд «Artmotion» под которым на рынок выведена новая инновационная продукция.
Кроме того, в 2013 и 2014 годах наше предприятие отмечалось медалью победителя национального конкурса потребительских предпочтений «Народная Марка», в котором популярность определялась путем опроса населения Беларуси.
Эти факты говорят о том, что белорусы начинают все больше доверять своим шинам. И, к примеру, в 2014 году на рынке Беларуси легковых шин под брендами Artmotion и ArtmotionSnow было реализовано в десять раз больше, чем в 2013 году.